старше 16

О проекте федерального закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации»

24.09.2015

В настоящее время на общественном обсуждении находится проект нового федерального закона о государственном и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации, разработанныйМинэкономразвития России. Целью проекта является повышение эффективности деятельности органов контроля и надзора, снижение давления на бизнес.

Законопроектом устанавливаются новые права и обязанности субъектов системы государственного и муниципального контроля (надзора), вытекающие из необходимости:

- отражения новых принципов осуществления государственного и муниципального контроля (надзора) и требований к контрольно-надзорной деятельности;

- повышения эффективности и результативности контрольно-надзорной деятельности;

- устранения пробелов и снятия противоречий, содержащихся в действующем законодательстве.

При планировании и проведении мероприятий государственного и муниципального контроля предполагается использование моделей оценки риска, основанных на анализе вероятности наступления, в результате несоблюдения обязательных требований, событий, следствием которых могут стать потенциальные негативные последствия различной степени тяжести.

В качестве критериев отнесения (критериев риска) объектов государственного и муниципального контроля (надзора) к той или иной категории риска могут использоваться количественные и качественные характеристики и показатели:

1.      вида экономической деятельности;

2.      масштаба данной деятельности;

3.      потенциального объема негативных последствий для охраняемых законом ценностей;

4.      статистики случаев причинения вреда;

5.      результатов мероприятий государственного и муниципального контроля (надзора), проведенных в отношении объектов государственного и муниципального контроля (надзора);

6.      фактов, подтверждающих соблюдение гражданами и организациями обязательных требований, снижение тяжести потенциальных негативных последствий или вероятности нарушения ими обязательных требований;

7.      иных особенностей, влияющих на потенциальный объем негативных последствий и вероятность причинения вреда для охраняемых законом ценностей в соответствующей сфере деятельности.

С учетом отнесения объекта государственного и муниципального контроля (надзора) к той или иной категории риска, предлагается определять периодичность плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении данного объекта.

 Кроме того, законопроектом предполагается расширить перечень форм государственного и муниципального контроля (надзора) (проверка, рейдовый осмотр, наблюдение, мониторинг и контрольная закупка) и мероприятий государственного, муниципального контроля и надзора (осмотр, досмотр, опрос, экспертиза, отбор проб (образцов) продукции, истребование документов (информации) и др.).

Впервые будут установлены особенности организации контрольно-надзорных мероприятий в зависимости от предмета и объема потенциальной угрозы, вероятности ее наступления и истории правонарушений подконтрольных субъектов.

Законопроектом будут регламентированы действия по прогнозированию, планированию контрольно-надзорных мероприятий, установлен состав обязательных документов планирования и определен порядок обоснования ключевых параметров планируемых проверок в целях последующего согласования с органами прокуратуры, мониторинга осуществления и анализа результатов контрольно-надзорных мероприятий.

Предлагается признать утратившим силу Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в том числе с 1 января 2019 года отдельные заключительные положения этого Закона) и целый ряд других законодательных актов.

Вступление в силу нового федерального закона запланировано с 1 января 2017 года, за исключением отдельных положений.


Вернуться в раздел