старше 16
Единый консультационный центр Роспотребнадзора
8-800-555-49-43

Как организовать рабочее место и режим дня школьника

11.09.2020

В связи с особенностями начала нового 2020-2021 учебного года в условиях риска заболевания коронавирусом детям приходится проводить большую часть учебного времени в одном кабинете, закрепленном за классом. Выходить из класса приходится только организованно (в регламентированное время), и не организованно по необходимости (например, в туалет, медицинский кабинет, столовую). 

В этих условиях, в целях профилактики переутомления  и возникновения заболеваний у детей,  важно соблюдать ряд правил санитарно-гигиенических мероприятий в классе, таких как:

правильная организация рабочего места школьника, достаточно освещенного и оптимально удаленного от классной доски с учетом рекомендаций медработников и остроты зрения ребенка,

соблюдение оптимальной удобной рабочей позы во время занятий, для чего мебель должна соответствовать росту ребёнка; с этой целью в образовательных организациях санитарными правилами и ГОСТом предусмотрена цветовая маркировка, позволяющая облегчить правильность рассаживания детей в классе,

проведение физкультминутки и гимнастики для глаз через каждые 30-45 минут занятий для профилактики переутомления, что предусмотрено санитарными правилами, смена «сидячей» статичной рабочей позы умеренной физической активностью в время перемен,

удобная, не стесняющая, одежда из натуральных тканей, подобранная с учетом микроклимата помещения,

регулярное проветривание помещения, которое должно быть организовано в школе (в регламентированное время),

соблюдение разработанных в школе регламентов времени нахождения в классе и выхода из класса, маршрутизации для минимизации лишних контактов.

В сложившейся эпидемиологической ситуации не лишним будет положить ребенку в ранец гигиенические салфетки или антисептики для рук с противовирусным эффектом (при отсутствии аллергической реакции или повышенной чувствительности к ним).

Правильную рабочую позу, которая наименее утомительна, необходимо сохранять во время всех учебных занятий: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе. Нельзя опираться грудью о край парты (стола). Руки должны лежать свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Если ребенок пишет, то опирается о спинку стула поясницей, при чтении материала сидит более свободно, опирается о спинку стула не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины.

Сориентироваться, правильно ли сидит ребенок за столом можно по «расстоянию вытянутой руки»  (30-35 см) от глаз до рабочей поверхности стола (раскрытого учебника, тетради). Это позволяет ребёнку держать голову прямо (снимает нагрузку на шейный отдел) и предотвращает развитие близорукости. Стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью ребенка и столом было расстояние равное ширине его ладони.

Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно – сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

Не следует забывать, что в сохранении здоровья детей и в предупреждении инфекционной и неинфекционной заболеваемости, в том числе зрительных расстройств и расстройств опорно-двигательной системы, ведущую роль играет общее укрепление организма. Для этого у ребенка должен быть определенный распорядок жизни без напряженной длительной нагрузки в неблагоприятных условиях (недостаточная освещенность, неудобная поза, несоответствие роста размерам мебели), в том числе при подготовке домашних заданий или при обучении на дому. Частое нарушение режима дня выражается в постоянном недосыпании, недостаточном пребывании на свежем воздухе, резком ограничении двигательной активности и т.д.

Поэтому правильные, в том числе зрительные, привычки у детей нужно формировать с 2-3 лет. Учите детей периодически моргать, не горбиться, не давайте им возможность смотреть пристально, просите чаще переводить взгляд с ближнего на дальние предметы и обратно. Превратите эти упражнения из игры в привычку. Длительный просмотр телевизора, занятия на компьютере, планшете, мобильном телефоне оказывают неблагоприятное влияние на зрение.

Общая продолжительность занятий ребенка дома в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3-х до 5-ти лет и 1-го часа в 6-7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня, при этом между занятиями необходимо выделять время для активных игр и пребывания на свежем воздухе. Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха. Следует давать детям возможность походить или побегать по комнате, сделать несколько физкультурных упражнений, подойти к окну и посмотреть вдаль.

Грамотно организованное рабочее место и рабочий день школьника способствует более эффективному выполнению умственной работы, улучшению настроения, самочувствия и успеваемости.

   

Ведущий специалист-эксперт ОСН                                         Шеленкова И.П.

Вернуться в раздел