старше 16

Доклад Управления Роспотребнадзора по Смоленской области за 2012 год

13.03.2013

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПО СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ДОКЛАД

об осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, федерального государственного контроля за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности

в Смоленской области

за 2012 год

Смоленск, 2013

Содержание

стр.

1.

Организация государственного контроля (надзора) …….

3

2.

Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора) ……………………………………………………………..

6

3.

Проведение государственного контроля (надзора) …………..

9

4.

Действия Управления Роспотребнадзора по Смоленской области по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений ……………………...

19

5.

Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора) …………………………………………………..

22

6.

Выводы и предложения по результатам государственного контроля (надзора) ………………………………………………….

24

1. Организация государственного контроля (надзора)

1.1. Организационная структура Управления

В структуре Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Смоленской 11 структурных подразделений, из которых 5 функциональных отделов и 6 территориальных отделов (приложение 1, таблица 2).

Профильные отделы Управления:

- отдел организации надзора;

- отдел санитарного надзора;

- отдел эпидемиологического надзора;

- отдел по защите прав потребителей;

- отдел бухгалтерского учета и отчетности.

Из них количество отделов, осуществляющих функции по контролю (надзору) – 3.

Количество территориальных отделов – 6:

- территориальный отдел в Вяземском, Темкинском, УЦгранском районах,

- территориальный отдел в Гагаринском, Новодугинском, Сыческом районах,

- территориальный отдел в Духовщинском, Ярцевском, Кардымовском районах,

- территориальный отдел в Починковском, Глинковском, Ельнинском, Монастырщинском, Хислависком районах,

- территориальный отдел в Рославльском, Ершичском, Шумячском районах,

- территориальный отдел в Сафоновском, Дорогобужском, Холм-Жирковском районах.

1.2. Взаимодействие Управления Роспотребнадзорапо Смоленской области при осуществлении своих функций с другими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля

1.2.1. Количество проведенных проверок Управлением Роспотребнадзора по Смоленской области совместных с другими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля

Управление Роспотребнадзора по Смоленской области осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля, органами местного самоуправления и иными организациями.

Количество проверок, проведенных в 2012г. совместно с другими органами контроля (надзора) – 544 (16,4% от общего числа проверок), из них 533 совместные плановые проверки и 9 внеплановых проверок.

С органами государственного контроля (надзора) проведено 523 совместные плановые проверки, с органами муниципального контроля – 12 проверок.

Наибольшее количество совместных проверок проведено с Главным управлением МЧС России по Смоленской области – 186, Центральным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – 66, Департаментом Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи – 59, Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям – 34, Департаментом Смоленской области по природным ресурсам – 28, Управлением государственного автодорожного надзора по Смоленской области – 25, Государственной инспекцией труда в Смоленской области – 20, Управлением Росреестра по Смоленской области – 18, Департаментом Смоленской области по здравоохранению – 8, УФМС по Смоленской области – 4 и другими органами контроля (надзора).

1.2.2. Соглашения о порядке взаимодействия с другими органами государственного контроля (надзора)

Управлением Роспотребнадзорапо Смоленской области заключены соглашения о порядке и формах взаимодействия с органами государственного контроля (надзора) и другими организациями.

В 2012 году в дополнение к действующим соглашениям, в том числе с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Смоленской области, Межрегиональным Управлением №135 ФМБА России б/н от 04.04.2011г., Прокуратурой Смоленской области, Уполномоченным по правам человека в Смоленской области, Главным Управлением ветеринарии Смоленской области, Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской и Смоленской областям, Департаментом Смоленской области по информационным технологиям, связи и обеспечению предоставления услуг в электронном виде, в целях обеспечения межведомственной координации деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, межведомственной координации деятельности по ведению социально-гигиенического мониторинга заключены 3 соглашения:

1. «О взаимодействии и координации деятельности ФБУН ТНИИКИП Роспотребнадзора (Референс-центром по мониторингу за биогельминтозами) с Управлением Роспотребнадзора по Смоленской области» от 08.10.2012.

2. «О проведении целевого оперативно-профилактического мероприятия «Регион» с УФМС России по Смоленской области от 25.12.2012.

3. «Об информационном сотрудничестве» с ООО «ИЦ «Консультант Выбор» №1-рв/2012 от 01.04.2012.

1.3. Сведения о выполнении функций по обеспечению осуществления государственного контроля (надзора) подведомственными организациями

В 2012 г. к обеспечению мероприятий по государственному контролю (надзору) привлекался ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» с целью проведения необходимых лабораторных исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок.

Кроме того, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» в рамках исполнения государственного задания Управления проводит санитарно-эпидемиологические расследования, направленные на установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с неблагоприятными факторами среды обитания.

Количество проверок, для обеспечения проведения которых в 2012г. привлекались эксперты ФБУЗ ««Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» – 1385, из них в 1-м полугодии проведено 706 проверок, во 2-м полугодии – 679 проверок. Удельный вес проверок, для обеспечения которых привлекались эксперты, в общем количестве проверок составил 41,9% (в 2011г. –1253 проверки, 31,5%).

Количество санитарно-эпидемиологических исследований, испытаний и иных видов оценок составило – 138832.

Санитарно-эпидемиологические экспертизы по уста­новлению соответст­вия (несоответствия) проектной и иной документации, объ­ектов хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг, предусмот­ренных законода­тельством – 316.

Проведение санэпид обследований по ус­тановлению соответ­ствия (несоответст­вия) требованиям технических регла­ментов, государст­венных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов производственных, общественных по­мещений, зданий, сооружений, обору­дования, транспорта, технологического оборудования, тех­нологических про­цессов, рабочих мест – 3983.

Проведение гигие­нических и санитар­но-­эпидемиологических оценок по установ­лению вредного воз­действия на человека факторов среды оби­тания, определению степени этого воз­действия и прогно­зированию санитар­но-эпидемиологической обстановки в целях обеспечения госу­дарственного кон­троля (надзора) и защиты прав потре­бителей – 295.

2. Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля (надзора)

2.1. Сведения, характеризующие финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля (надзора) в установленных сферах и области деятельности

Планируемое выделение бюджетных средств Управлению Роспотребнадзора по Смоленской области на 2012 год составило 60696,2 тыс. руб., что на 2676,4 тыс.рублей (на 4,5%) больше, чем в 2011г. (58019,8 тыс.рублей). Было запланировано выделение по 30348,1 тыс.рублей в 1-м и во 2-м полугодии 2012г. В 2011 г. планировалось выделение по 29000,9 тыс.рублей в каждом полугодии.

Фактически выделено в 2012г. 56282,8 тыс. руб., что на 3973,3 тыс.рублей больше, чем в 2011г. (52309,5 тыс.рублей).

В 1-м и во 2-м полугодии 2012г. выделено по 28141,4 тыс.рублей, в 1-м и 2-м полугодии 2011г. выделено по 21968,3 тыс. рублей.

Израсходовано бюджетных средств – в 2012г. 55988,6 тыс.рублей, в 2011г. – 51184,1 тыс.рублей. Все средства израсходованы на исполнение контрольных функций.Расходование бюджетных средств в отчетном году составило 98,2 %, в 2011г. – 99%.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» на обеспечение контрольных функций израсходовано в 2012г. – 51159,1тыс.рублей(в 2011г. –47411,9 тыс.руб.).

Таким образом, средняя стоимость 1 проверки без учета ее обеспечения в 2012г. составила – 16,9 тыс.рублей, в 2011г. – 15 тыс.рублей.

Общая стоимость выполнения одной проверки с учетом ее обеспечения составила в 2012г. –32,4тыс.рублей, в 2011г. –28,8 тыс.рублей.

2.2. Данные о штатной численности работников Управления Роспотребнадзора по Смоленской области, непосредственно выполняющих функции по контролю

В Управлении Роспотребнадзора по Смоленской области количество штатных единиц по должностям, предусматривающим выполнение функций по контролю (надзору), составило в 2012 году 84 единицы, из них 70 укомплектованы.

По результатам мониторинга кадрового состава по должностям, предусматривающим выполнение функций по контролю (надзору)в Управлении 70 человек имеют высшее профессиональное образование, в т.ч. 42 человека – высшее медицинское образование по специальности «Медико-профилактическое дело».

В 2012 году получили дополнительное профессиональное образование 31 государственный служащий Управления Роспотребнадзора по Смоленской области. Из числа обученных в рамках реализации Государственного заказа на переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных гражданских служащих прошли обучение по краткосрочным программам повышения квалификации:

«Повышение эффективности осуществления федеральными органами исполнительной власти возложенных на них функций контроля (надзора) в соответствии с 294-ФЗ от 26.12.2008г.» в объеме 36 часов - 20 государственных служащих.

«Современные информационные технологии в государственной гражданской службе» в объеме 36 часов – 10 государственных служащих.

Обучение по программам повышения квалификации проходило на базе Смоленского филиала «Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Один специалист отдела организации надзора Управления, ответственный за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, на базе Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации прошел обучение по программе:

«Функции подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений».

В практику деятельности внедрен и используется программный комплекс по формированию, размещению и исполнению государственного заказа по программам дополнительного профессионального образования «ПЕРЕПОДГОТОВКА».

В 2012 году прошли аттестацию на соответствие замещаемым должностям 18 федеральных государственных гражданских служащих Управления, все признаны соответствующими замещаемой должности.

68 федеральных государственных гражданских служащих имеют классный чин, в 2012г присвоен очередной классный 19 госслужащим.

Средняя нагрузка на 1 работника Управления, непосредственно выполняющего функции по контролю (надзору) – по количеству выполненных за отчетный период проверок и административных расследований составила - 47,3, из них в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения – 24,2 проверок, в сфере защиты прав потребителей – 56,8 проверок.

Количество проведенных проверок в год на 1 должностное лицо, выполняющее функции по контролю (надзору) составило в 2012г. 47,3 (в 2011г. – 48).

2.3. Численность экспертов и представителей экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю (надзору) и сведения о результатах их работы

В 2012 году количество проверок, к проведению которых привлекались экспертные организации (ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области») составило 1385. Иные экспертные организации к проведению мероприятий по контролю (надзору) Управлением Роспотребнадзора по Смоленской области не привлекались.

- в 1280 проверках (38,7 %) осуществлены санитарно-эпидемиологические исследования, испытания продукции, объектов внешней среды и объектов производственной среды;

- в 223 проверках (6,7%) проведены санитарно – эпидемиологические обследования общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств;

- количество проведенных расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований – 295.

Количество проведенных рассмотрений документов юридического лица, индивидуального предпринимателя – 316.

Проведено 1984 отбора проб образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды. Количество проведенных исследований, испытаний – 138832, количество проведенных экспертиз – 3790.

Экспертами ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Смоленской области» рассмотрено 316 документов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

3. Проведение государственного контроля (надзора)

В 2012 году общее количество проверок, проведенных в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, составило 3308, что на 4 % меньше, чем в 2011 г. (3442 проверки), из них плановых– 1595 или 48,2% от общего количества проверок (за 2011г. – 1365), внеплановых – 1713 или 51,8% (за 2011г. – 2077). При увеличении плановых проверок на 16,8%, уменьшилось на 17,6% количество внеплановых.

Соотношение плановых и внеплановых проверок составляет:

2011г. – 39,7% к 60,3%

2012г. – 48,2% к 51,8% соответственно.

Удельный вес проверок за соблюдением законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения составил – 38,1% (в 2011г. – 44%); в сфере защиты прав потребителей – 38% (в 2011г. – 37,4%); в области санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей – 23,6 (в 2011г. – 18,5%); за соблюдением технических регламентов – 2,8%.

В 1-м полугодии 2012г. проведено 1723 проверки, из них 825 плановых проверок и 898 внеплановых. Во 2-м полугодии 2012г. проведено 1585 проверок, из них 770 плановых и 815 внеплановых проверок.

Проведение внеплановых проверок осуществлялось по основаниям, установленным Федеральным законом № 294-ФЗ и по иным основаниям, установленным законодательством:

- выполнение предписаний должностного лица об устранении и/или прекращении выявленных нарушений – 180 проверок, 10,5% от общего количества внеплановых проверок (в 2011г. – 253 или 12,2%). Во 2-м полугодии 2012г. значительно (в 2,4 раза) по сравнению с 1- полугодием 2012г. увеличилось количество проведенных проверок выполнения предписаний: 127 проверок проведено во 2-м полугодии и 53 проверки в 1-м полугодии,

- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, причинение вреда жизни, здоровью граждан – 19 проверок, 1,1 % (2011г. – 35 или 1,7%). Наибольшее количество внеплановых проверок при угрозе причинения вреда проведено в 1-м полугодии 2012г. (15 проверок).

- нарушения прав потребителей – 1043 проверок, 60,9% (2011г. – 1029 или 49,5%);

- приказ руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека– 213 проверок, 12,4% (2011г. – 420 или 20,2%);

- по требованию прокуратуры – 70 проверок, 4,1% (2011г. – 1,9%);

- по иным основаниям– 188 проверок, 11% (2011г. – 337 или 16,2 %),из них:

- проверки, проведенные органами прокуратуры с привлечением специалистов Управления - 133,

- проверки, проведенные с целью расследования причин возникновения инфекционных заболеваний - 55 проверок.

Количество проверок, проведенных в 2012г. совместно с другими органами контроля (надзора) – 544 (16,4% от общего числа проверок), из них 533 совместные плановые проверки и 9 внеплановых проверок.

Количество проведенных административных расследований в 2011г. – 538, в 2012г. - 286.

Выполнение плана плановых проверок

Ежегодным планом проведения плановых проверок на 2012г. было предусмотрено проведение 1664 проверок: 849 проверок в 1-м полугодии и 815 проверок во 2-м полугодии. В плане на 2011г. было предусмотрено проведение 1530 плановых проверок.

Выполнение ежегодного плана плановых проверок в 2012 г. составило 95,9%, за 2011 г. - 91,1%.

В 2012г. уменьшилось, более чем в 2 раза, количество проверок, исключенных из ежегодного плана и составило 69 проверок,в 2011г. было исключено из плана 165 проверок.

Из 69 исключенных проверок:

· прекращение деятельности индивидуального предпринимателя - 63 проверки (91,3%),

· ликвидация юридического лица – 6 (8,7%).

Исключение проверок из плана проверок согласовано в установленном порядке с прокуратурой Смоленской области.

Подготовлен в установленном порядке и направлен в строго в регламентированные Федеральным законом № 294-ФЗ сроки в прокуратуру Смоленской области проект ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2013г.

В сравнении с планом проведения плановых проверок на 2012 год количество проверок в плане проведения плановых проверок на 2013 год снизилось 1664 до 1325, количество субъектов надзора также снизилось с 1448 до 1226.

План утвержден руководителем 30.10.2012г., размещен на официальном сайте Управления в сети "Интернет" 27.12.2012г.

Общее количество документарных проверок в 2012г. составило 446 (13,5%), что на 66 проверок больше, чем в 2011г. (380 проверок).

Число проверок, проведенных с лабораторными и инструментальными методами исследования, составило в 2012г. – 1280 (41,1% от общего количества проверок), (в 2011г. – 1429 (45,4%), из них плановых проверок с лабораторными и инструментальными методами в 2012г. – 1045 (65,5% от числа плановых проверок), внеплановых проверок – 235 (15,5% от числа внеплановых).

Число юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельности на территории Смоленской области, находящихся в Реестре субъектов Управления и подлежащих надзору (контролю), составило в 2012г. – 8334. Проверками в 2012г. было охвачено 2991 субъектов надзора (35,9%), в 2011г. – было охвачено 3174 субъектов надзора (34,8%).

Количество выявленных правонарушений в 2012г. – 5038 (в 2011г. – 6528).

Количество выявленных нарушений законодательства по защите прав потребителей за 2012 год составило - 2180 (в 2011г. – 2199 нарушений), из которых нарушения технических регламентов составили – 0,1%.

По всем статьям Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований. Наибольшее количество выявлено нарушений санитарно-эпидемиологических требований по статьям 15, 17, 24, 28, 19, 22 указанного Федерального закона. Меньше всего нарушений выявлено по статьям 13, 20, 26.

Число нарушений санитарно-эпидемиологических требований, выявленных на 1 объекте:

- детских и подростковых учреждений составило – 1,9;

- в области здравоохранения, предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг – 1,4;

- деятельности по производству пищевых продуктов, общественного питания и торговли – 1,2;

- деятельности промышленных предприятий – 1,2.

Доля правонарушений, выявленных по итогам проведения всех внеплановых проверок, составила – 30,8% от общего числа правонарушений, выявленных по итогам проверок (в 2011г. – 28%).

В 2012 году количество правонарушений на 1 проверку составило 2,1 (в 2011 году – 2,5). Наибольшее количество правонарушений выявлено при плановых проверках – 2,4 (в 2011 году – 3,4), при внеплановых проверках – 1,6 нарушений (в 2011г. – 1,8).

Общее число правонарушений, связанных с неисполнением предписаний, составило в 2012г. – 50 (в 2011г. – 42), причем наибольшее количество выявленных правонарушений пришлось на 2 квартал 2012г.

Число плановых проверок, при которых не выявлены правонарушения, составило в 2012г. – 142 (8,9% от общего числа плановых проверок), из которых 103 проверки без нарушений проведены в 1-м полугодии 2012г., 39 проверок во 2-м полугодии 2012г. В 2011г. число плановых проверок без нарушений – 139, из которых 104 – проверки, проведенные в 1-м полугодии.

Общее число проверок, по итогам которых выявлены правонарушения, составило в 2012г. – 2443, в 2011г. – 2643.

По итогам 2442 проверок (99,9%), при которых выявлялись нарушения, были возбуждены дела об административных правонарушениях (в 2011г. – 99,4%).

Число проверок, по итогам которых по фактам выявленных правонарушений наложены административные взыскания, составило в 2012г. – 2240 (99,9%).

В правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел материалы проверок и административных расследований не передавались.

Контроль и надзор в области защиты прав потребителей

В 2012 году Управлением Роспотребнадзора по Смоленской области больше всего проверок и административных расследований (39 процентов от общего числа по Управлению; 2011 г. – 32%), проведено в сфере торговли. Всего проведено 942 (2011 г. – 1019) проверки за соблюдением норм и правил торговли, в ходе которых применялись меры по недопущению поступления на потребительский рынок некачественной и опасной продукции. При этом было выявлено всего 1616 нарушений законов и иных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, – число возбужденных административных дел по фактам нарушений, выявленных по результатам проведения проверок (административных расследований) составило 1306 случаев, выдано 432 предписания. В ходе проверок в основном выявлялась продажа продукции, не соответствующей заявленным требованиям по показателям качества и безопасности, с маркировкой, не содержащей сведений, предусмотренных действующим законодательством, нормативными документами.

Плановые проверки учреждений здравоохранения проводились совместно специалистами отдела эпидемиологического надзора и защиты прав потребителей. Всего в плановом порядке проверено 80 (2011 г. – 72) учреждений здравоохранения, оказывающих платные медицинские услуги населению. При этом рассматривались и анализировались договоры на оказание платных медицинских услуг на предмет включения в договор условий, ущемляющих права потребителей, а также доведения до сведения потребителей полной и необходимой информации, предусмотренной законодательством, при этом выявлено 73 правонарушения, из которых половина приходится на нарушение ст. 8-10 Закона «О защите прав потребителей).

Начиная с 2008 года, Управление последовательно и системно проводит работу, направленную на обеспечение прав потребителей в сфере финансовых услуг, результатом которой является существенное в целом повышение эффективности соответствующей контрольно-надзорной деятельности. Помимо проведения внеплановых проверок и административных расследований по жалобам потребителей Управлением в 2012 году в сфере потребительскогокредитованияпроведено в плановом порядке 6 проверок, вынесено, вынесено 3 определения о возбуждении дел об административных правонарушениях и проведении административного расследования.

Продолжается практика применения мер административного воздействия на нарушителей законодательства о защите прав потребителей в сфере предоставления гражданам финансовых услуг. Так, по материалам проверок и результатам административных расследований составлено 10 (2011 г. – 7) протоколов в отношении банков как юридических лиц и вынесено 5 постановлений о назначении административного наказания об административном правонарушении, 2 постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, 2 материала направлены в судебные органы для привлечения к административной ответственности по подведомственности.

Как и в предыдущие года Управление принимает участие в гражданско-правовой защите потребителей фи­нансовых услуг посредством реализации соответствующих полномочий по инициативному обращению в суд, либо по вступлению в судебные процессы для дачи заключения по делу. В 2012 году дано 16 заключений в суде в порядке, установленном ст. 47 ГПК РФ, при этом сумма присужденных денежных средств в пользу потребителей составила 267 тысяч рублей, из них компенсации морального вреда 26 тысяч рублей.

В 2012 году Управлением в плановом порядке проверено 5-ть турагентств, при этом нарушения действующего законодательства выявлены в 4-х. Следует отметить, что все плановые проверки деятельности турагентов проводятся совместно специалистами отдела эпидемиологического надзора и защиты прав потребителей.

По результатам проверок виновные привлечены к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ на общую сумму 9500 рублей, руководителям указанных туристических агентств выданы предписания и представления об устранении выявленных нарушений.

Обзор потребительского рынка товаров (работ, услуг) свидетельствует о многочисленных нарушениях прав потребителей во всех сферах потребительских отношений, что требует принятия адекватных мер, в том числе административного характера.

Так, Управлением Роспотребнадзора по Смоленской области в сфере защиты прав потребителей в 2012 году привлечено к ответственности 1874 (2011 г. – 1576) виновных лиц на общую сумму 4217,4 (2011 г. – 2584,0) тысяч рублей, взыскано 3827,9 тысяч рублей или 91% от наложенных. Кроме того, передано на рассмотрение по подведомственности в судебные органы для привлечения к административной ответственности 91 дело.

Структура и анализ поступивших обращений граждан на нарушение их потребительских прав

Всего в 2012 году Управлением Роспотребнадзора по Смоленской области рассмотрено 4007 (2011 год – 2818) обращений, из них 2668 обращений на нарушения прав потребителей (в 2011 году – 1862 обращения), что составляет 69,7% (2011 год – 65,4%) от общего количества (Таб.). Из чего следует, что количество обращений на протяжении ряда лет постоянно увеличивается. При этом, большая часть обращений на нарушение прав потребителей поступает от граждан – 2054 или 77%, из которых только 3,4 % составили устные обращения, остальные обращения подавались гражданами в письменном виде или принимались на личном приеме специалистами Управления. Поводами для обращений граждан и юридических лиц, органов власти по-прежнему явилось следующее:

нарушение права потребителей в сфере торговли: продажа товаров, не соответствующих требованиям нормативных документов, не надлежащего качества, с истекшим сроком годности (продовольственные товары), отказ в приеме и проведении проверки качества товаров с недостатками, отказ в возврате денежных средств ненадлежащего качества, не предоставление достоверной информации о реализуемых товарах;

при предоставлении услуг: предоставление услуг ненадлежащего качества, отсутствие необходимой и достоверной информации о товаре (работе, услуге), нарушение сроков исполнения услуг, включение в договоры условий, ущемляющих права потребителей.

29,8% (2011 г. – 36,6%) рассмотренных обращений связаны с нарушенными правами потребителей в сфере торговли. При этом, основными причинами обращения граждан явились:

- продажа товаров, не соответствующих требованиям нормативных документов, ненадлежащего качества, с истекшим сроком годности, при реализации в супермаркетах – не соответствие цены, указанной на ценнике цене взимаемой на узле расчета, не предоставление по требованию потребителей книги отзывов и предложений – продажа продовольственных товаров;

- отсутствие необходимой и достоверной информации о товаре, не предоставление по требованию потребителей книги отзывов и предложений, нарушение срока выполнения требований потребителя, предъявленных продавцу (в отношении обмена или возврата денежных средств за продажу некачественного товара), включение в договор условий, ущемляющих права потребителей (заказ и продажа мебели) – продажа непродовольственных товаров(в основном технически сложные товары и товары бытового назначения);

- продажа товара ненадлежащего качества и неудовлетворение требований потребителя об обмене или возврате денежных средств за такой товар – текстильные, швейные товары и обувь.

532 обращения на нарушение в сфере торговли стали основанием для проведения проверки или административного расследования. При этом в 303 случаях обращения потребителей подтвердились. Возбуждено 325 административных дел по фактам нарушений выявленных в результате рассмотрения обращений.

Почти половину жалоб в сфере защиты прав потребителей составляют жалобы на сферу оказания жилищно-коммунальных услуг. Наибольшее количество обращений потребителей было связано с порядком расчета оплаты коммунальных услуг с учетом показаний общедомовых приборов учета, а в осенне-зимний период с предоставлением услуг ненадлежащего качества по отоплению.

По обращениям потребителей проведено 267 внеплановых проверок и 21 административное расследование, при этом только в 89 случаях факты, изложенные в обращениях, подтвердились – в основном нарушения ст. 8-10 Закона «О защите прав потребителей (не предоставление полной и достоверной информации потребителям), выявлено 100 нарушений, в том числе по качеству питьевого водоснабжения. Во всех случаях принимались меры предупредительного и ограничительного характера.

За последние года количество жалоб и обращений, относящихся к сфере предоставления гражданам финансовых услуг (в том числе за разъяснением отдельных вопросов по кредитованию населения) в Управление значительно возросло:

2009 г. – 16 2010 г. – 64 2011 г. – 73 2012 г. - 68

Увеличение количества данных обращений за предыдущие годы объясняется не только увеличением количества граждан, желающих воспользоваться финансовыми услугами на рынке потребительского кредитования, но и проведением Управлением, в свою очередь, значительной работы по разъяснению в средствах массовой информации потребителям вопросов, касающихся предоставления финансовых услуг гражданам.

В 2012 году в Управление поступило 68 обращений потребителей в сфере потребительского кредитования.

В 2012 году рассмотрено 45 обращений потребителей на оказание услуг связи. В основном потребители жаловались нанеправомерность списания денежных средств со счета абонента, на списание большей суммы, чем выставленный на сайте тариф, выставление требования об оплате за не оказанную услугу сети Интернет, навязывание дополнительных услуг. По поступившим обращениям проведено 29 внеплановых проверок, при этом было выявлено 15 нарушений действующего законодательства.

В 2012 году Управлением рассмотрено 9 обращений на оказание туристских услуг, из них по 5-ти даны разъяснения положений законодательства в данной сфере деятельности (на выплату компенсации, о возмещении материального ущерба и компенсации выплаты морального вреда), две – послужили поводом для проведения проверки, две – для возбуждения дела и проведения административного расследования.

Структура и анализ выявленных нарушений законодательства о защите прав потребителей

В целях контроля состояния потребительского рынка товаров (работ, услуг) Управлением Роспотребнадзора по Смоленской области в 2012 году проведено 787 (2011 – 618) плановых и 1141 (2011 – 1139) внеплановых проверок, возбуждено и проведено 210 (2011 – 186) административных расследований. При этом, выявлено 2180 нарушений законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере защиты прав потребителей, в том числе в таких приоритетных сферах деятельности как:

- сфере финансовых услуг – 7 нарушений;

- услуг связи – 15 нарушений;

- перевозка граждан различными видами транспорта – 10 нарушений;

- медицинских услуг – 73 нарушения;

- дистанционной и по образцам продажи товаров – соответственно 9 и 58 нарушений;

- туристического обслуживания – 11 нарушений;

- бытового обслуживания населения – 99 нарушений;

- жилищно-коммунальных услуг – 100 нарушений.

Проводились проверки за соответствием товаров обязательным требованиям, обеспечивающих их безопасность для жизни и здоровья потребителей, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение – всего 1226 проверок и 68 административных расследований (из них 663 проверки и 41 административное расследование за продовольственными товарами), в том числе за реализацией, табачной, молочной и масложировой продукцией; продукцией, предназначенной для детей и подростков; сложно техническими товарами; товарами, на которые распространяются требования, установленные законодательством об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

По-прежнему больше всего выявляется правонарушений в сфере торговли – 74% (2011 г. - 73%).

Наиболее распространенным нарушением законодательства о защите прав потребителей продолжает оставаться отсутствие полной и достоверной информации для потребителей о товарах (работах, услугах), изготовителях и продавцах, в том числе информации на русском языке на товарах иностранного производства, информации об обязательном подтверждении соответствии установленным требованиям продукции и услуг – 44,3% (2011 г. – 35,9%).

Количество нарушений, связанных с качеством товаров (работ, услуг), безопасностью товаров (работ, услуг), установлением гарантийных сроков, а также сроков службы, годности, фактами недействительности условий договора, ущемляющих права потребителей осталось на прежнем уровне, что составляет от 1,9% до 2,4%, иные нарушения Закона РФ «О защите прав потребителей» составляют 6% (2011 г. - 5%), нарушений иных законов и правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей – 40,5% (2011 г. – 47,8%).

В 2012 году в целях судебной защиты прав потребителей, защиты законных интересов неопределенного круга потребителей и конкретных потребителей Управлением дано 44 заключения по делу (9 – розничная торговля; 1 – бытовое обслуживание населения; 2 – техническое обслуживание и ремонт автомототранспортных средств; 1 – туристские услуги; 16 – банковская деятельность; жилищно-коммунальные услуги – 5; иные виды деятельности – 10) – из них удовлетворены требования потребителей в 36 случаях, присуждено денежных средств в пользу потребителей 1777,7 тысяч рублей (компенсация морального вреда составила 69 тысяч рублей); подано в защиту прав потребителей 7 исков (4 – в защиту неопределенного круга потребителей жилищно-коммунальных услуг; 3 – в защиту конкретных потребителей – в сфере торговли и жилищно-коммунальных услуг).

В связи с тем, что меры административного воздействия, применяемые к предприятиям, предоставляющим ЖКУ населению, не приносят ожидаемого результата, Управление Роспотребнадзора по Смоленской области участвует в гражданско-правовой защите потребителей ЖКУ посредством реализации соответствующих полномочий по инициативному обращению в суд, либо по вступлению в судебные процессы для дачи заключения по делу.

Сведения о поданных заявлениях в органы прокуратуры

Удельный вес заявлений, согласованных органами прокуратуры в 2012г., составил – 91,7% (11 заявлений из 12), в 2011г. – 81% (17 из 21).

Причина отказа в согласовании одной проверки – отсутствие основания для проведения внеплановой проверки по жалобе потребителя.

4. Действия Управления по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений

4.1. Сведения о принятых Управлением Роспотребнадзора по Смоленской области мерах реагирования по фактам выявленных нарушений.

В структуре выявленных правонарушений в 2012 году (5038 правонарушений) правонарушения распределились следующим образом:

— нарушение обязательных требований законодательства – 4988 правонарушений (99,0 % от общего числа выявленных правонарушений);

— невыполнение предписаний Управления – 50 правонарушений (1.0% от общего числа).

— несоответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям – не установлено.

Должностными лицами Управлением Роспотребнадзора по Смоленской области за 2012г. составлено 4909 протоколов об административном правонарушении (за аналогичный период 2011г. составлено 4993 протокола), были задействованы 47 составов административных правонарушений из 74 возможных, по которым они уполномочены составлять протоколы.

Из всего количества протоколов было составлено в отношении:

- индивидуальных предпринимателей – 1342 (27,3%), 2011г. – 952 (19,1%)

- юридических лиц – 454 протокола (9,2%), что в 2 раза больше, чем за аналогичный период 2011г. – 218 протоколов (4,4%).

Поступило от других органов, в том числе постановлений прокурора – 465 (2011г. – 463).

По рассмотренным Управлением материалам вынесено 5154 постановления о назначении административного наказания (2011г. – 5071), из них:

- в виде предупреждения – 285 (5,5%),

- в виде административного штрафа – 4875 (94,5%).

Сумма штрафов, наложенных по материалам дел, рассмотренных Управлением, составила в 2012г. – 9млн. 697тыс. 200 рублей (2011г. – 6мл. 501 тыс. рублей).

По итогам проведенных Управлением в 2012г. 2440 проверок наложено 4604 наказаний (в 2011г. – 4485 наказаний).

В структуре наложенных административных наказаний количество штрафов составило – 4368 или 94,9% (в 2011г. – 4567 или 92,8%). Количество штрафов в 2012г. уменьшилось на 4,4% по сравнению с 2011г., в то же время в 2012г. увеличилась на 2% доля штрафов в структуре наказаний.

В 1-м полугодии 2012г. наложено 2224 штрафа, что на 80 штрафов меньше, чем в 1-м полугодии 2011г. Во 2-м полугодии 2012г. наложено 2144 штрафов, что на 119 штрафов меньше, чем во 2-м полугодии 2011г. и на 80 штрафов меньше, чем в 1-м полугодии 2012г.

Сумма административных штрафов, наложенных по результатам проверок, проведенных должностными лицами Управления, составила 9524 тыс.рублей, что на 3580 тыс.рублей(в 1,6 раза) больше, чем в 2011г. (5944 тыс.рублей).

Сумма наложенных штрафов в 1-м полугодии 2012г. – 3179 тыс.рублей, что на 492 тыс.рублей больше, чем в 1-м полугодии 2011г. Сумма наложенных штрафов во 2-м полугодии 2012г. составила 6345 тыс. рублей, что на 3166 тыс.рублей (почти в 2 раза) больше, чем в 1-м полугодии 2012г. и на 3088тыс.рублей (в 1,9 раза) больше, чем во 2-м полугодии 2011г.

В судебные органы для решения вопроса об административном приостановлении деятельности направлено в 2012г. 19 административных дел.

Административное приостановление деятельности в 2012г. применялось в 11 случаях (0,2%), в 2011г. – в 19 случаях (0,9%). В 1-м полугодии 2012г. в суды направлено 4 материала на приостановление деятельности, приостановлено - 4, во 2-м полугодии 2012г. направлено 7 материалов, принято судебное решение о приостановлении – 7 объектов. В 2011г. в суды направлен 31 материал, принято судебное решение о приостановлении в 19 случаях, в том числе в 1-м полугодии 2011г. – 8, во 2-м полугодии – 11.

Административное наказание в виде дисквалификации по результатам рассмотрения дел, возбужденных должностными лицами Управления, не применялось.

В правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел материалы проверок и административных расследований не передавались.

4.2. О проведенной Управлением методической работе с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводятся проверки, направленной на предотвращение нарушений с их стороны

В 2012г. проведено 5 совещаний с общественными объединениями в рамках, итогом которых явились организация и проведение тематических семинаров по банковским, туристским, бытовым услугам и услугам в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Приняли участие в заседании Круглого стола на тему «Новые законодательные инициативы в области государственного регулирования малого, среднего бизнеса и мелкорозничной торговли» (июнь 2012 года), организованного АНО «Центр социальных инициатив» и Смоленской Торгово-Промышленной Палатой. В основу Круглого стола, организованного при поддержке Совета Федерации, Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы РФ, был положен трехсторонний диалог государства, бизнеса и СМИ, в ходе которого законодатели, эксперты, журналисты и бизнес-лидеры Москвы, Смоленска и области смогли обменяться мнениями о новых инициативах в области регулирования розничной торговли.

07 августа 2009 года было создано неформальное объединение кредитных организаций, осуществляющих деятельность на территории Смоленской области – Смоленский банковский Союз (СБС).

В Союз вошли руководители четырех региональных и шестнадцати филиалов и представительств иногородних банков. СБС вошел в состав Всероссийского банковского совета и Ассоциации российских банков. Союз проводит заседания по интересующим банковское сообщество вопросам. В 2010 и 2011 годах Союзом проводились совместные заседания с Губернатором Смоленской области.

В конце декабря 2012 года состоялось совместное заседание Круглого стола Смоленского банковского союз. На заседании обсуждались проблемы соответствия банковских продуктов, предоставляемых населению Смоленской области участниками СБС, законодательству РФ о защите прав потребителей.

Следует отметить, что в рамках соглашения о сотрудничестве Управления Роспотребнадзора по Смоленской области, Департамента Смоленской области по образованию и науке, Смоленского регионального отделения Общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Управления по потребительскому рынку и развитию предпринимательства продолжается положительная практика ежегодного проведения Уроков «Потребительской грамотности».

4.3. Сведения о случаях причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществлялись контрольно-надзорные мероприятия

Случаев оспаривания в суде юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями оснований и результатов проведения в отношении их мероприятий по контролю, в 2012г. не было.

5. Анализ и оценка эффективности государственного контроля (надзора)

Выполнение ежегодного плана плановых проверок в 2012 г. составило 95,9%, в 2011 г. - 91,1%.

Проверок, результаты которых были признаны недействительными, проверок, результаты которых отменены в 2011, 2012г.г. не было.

Увеличилась доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в отношении которых Управлением Роспотребнадзора были проведены проверки с 34,8% от общего количества юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Смоленской области, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору) в 2011г. до 35,9% в 2012г., в том числе проверками было охвачено 17,9% субъектов надзора в 1-м полугодии и 19,1% субъектов надзора – во 2-м полугодии.

Среднее количество проверок, проведенных в отношении одного юридического лица, индивидуального предпринимателя составило в 2012г. – 1,1, в 2011г. – 1,1. В 1-м квартале 2011г. и 1-м квартале 2012г. среднее количество проверок – 1,2.

Отмечается уменьшение доли юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью с 0,1% в 2011г. до 0,0 % в 2012г.

Уменьшилась доля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью в 2012г. и составила – 0,6%, причем в 1-м полугодии данный показатель составлял 1%, в 2011г. – 1,1%.

В 2012г. уменьшилась доля проведенных внеплановых проверок и составила – 51,8% от общего количества проведенных проверок; в 2011г. – 60,3%. Наибольший удельный вес внеплановых проверок в 1-м отмечается в полугодии 2011г.

Увеличилась доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок с 28% от общего числа правонарушений, выявленных по итогам проверок в 2011г. до 30,8% в 2012г.; причем во 2-полугодии 2012г. доля правонарушений, выявленных по итогам проведения внеплановых проверок, увеличилась по сравнению с 1-м полугодием 2012г. и значительно увеличилась по сравнению со 2-м полугодием 2011г.

Увеличилась в 2012г. доля проведения внеплановых проверок, связанных с неисполнением предписаний и составила 27,8%, в 2011г. 16,6%. Наиболее низкий показатель отмечался в 1-м полугодии 2011г.

Уменьшилась доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан с 1,7% в 2011г. до 1,1% в 2012г.

Проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, в 2012г. не было, в 2011г. проведено 0,1% проверок.

В 2012г. значительно уменьшилась доля проверок, по итогам которых не выявлены правонарушения, и составила 21,9% общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок. В 2011г. аналогичный показатель составлял 34%. Если в 1-м полугодии 2011г. доля безрезультатных проверок составляла 40,3%, то во 2-м полугодии показатель снизился до 16,4%.

Увеличилась доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения с 74,9% в 2011г. до 78,1% в 2012г.

Увеличилась в 2012г. доля проверок, по итогам которых по результатам выявленных правонарушений были возбуждены дела об административных правонарушениях с 99,4% в 2011г. до 99,9% в 2012г.

Доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания составила в 2012г. 99,9% (в 2011г. -99,4%).

Увеличился удельный вес проверок, при которых в 2012г. выданы предписания с 27,1% в 2011г. до 29,6% в 2012г.

Случаи причинения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями вреда жизни и здоровью граждан выявлялись только в 1-м полугодии 2011г., всего 3 случая, которые были связаны с употреблением некачественных пищевых продуктов.

В правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел материалы проверок не передавались.

Уменьшилась в 2012г. доля заявлений, направленных в прокуратуру, в согласовании которых было отказано с 20% в 2011г. до 8,3% в 2012г.

Причина отказа в согласовании 1 проверки в 2012г. – отсутствие основания для проведения внеплановой проверки.

Проверок, проведенных с нарушением требований законодательства о порядке их проведения, в 2011г., в 2012г. не было. Проверок, результаты которых были признаны недействительными в 2011г., в 2012г. не было.

Количество проведенных в год проверок на 1 должностное лицо, выполняющее функции по контролю, составило в 2012г. 47,3, в 2011г. – 47,8.

Увеличился в 2012г. по сравнению с 2011г. удельный вес принятых судом решений о приостановлении деятельности и составил 100%, в 2011г. – 57,6%.

Увеличилась в 2012г. сумма наложенных штрафов на 1 должностное лицо, которая составила 136,1 тыс.рублей, в 2011г. – 82,6 тыс.рублей.

6. Выводы и предложения по результатам государственного контроля (надзора)

Государственный контроль (надзор) в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей Управлением Роспотребнадзора по Смоленской области в целом организован и осуществляется с соблюдением требований, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Управлением при проведении государственного контроля (надзора) в 2012 году обеспечено повышение эффективности государственного контроля (надзора) как в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, так и в сфере защиты прав потребителей, выразившееся в:

- увеличении выполнения плана проведения плановых проверок,

- уменьшении количества проверок за счет уменьшения внеплановых проверок при увеличении плановых,

- уменьшении доли внеплановых проверок, по итогам которых не выявлены правонарушения,

- увеличении доли проверок, по итогам которых по фактам выявленных правонарушений возбуждены дела об административных правонарушениях,

-увеличении привлечения к административной ответственности юридических лиц,

- увеличении суммы наложенных штрафов, в том числе суммы штрафа на 1 должностное лицо, увеличении средней суммы наложенных штрафов,

- отсутствии недействительных и отмененных проверок.

Предложения:

в целях повышения эффективности государственного надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия предлагаем:

1. Разработать и внедрить порядок проведения санитарно-гигиенического расследования

2. Разработать порядок получения уполномоченным государственным органом сведений о проверяемом лице (юридическом лице, индивидуальном предпринимателе), в том числе персональных денных о месте регистрации индивидуального предпринимателя.

3. Разработать и включить порядок использования электронного документооборота и юридически значимого взаимодействия органа государственной власти с субъектом проверки.


Вернуться в раздел